Бывают дефекты, которые не сразу заметишь.
     Предположим, вы получили заказ и всем довольны. А через пару дней у сапога отклеилась подошва, из сшитой в ателье шубы стал выпадать мех, а холодильник опять перестал морозить. То есть в процессе эксплуатации вы обнаружили скрытые дефекты.
     И тут вы имеете те же права - на возмещение убытков, на бесплатную переделку, на компенсацию. Но для этого надо успеть уложиться в гарантийные сроки.
     На каждую изготовленную по заказу или отремонтированную вещь выдается гарантийное свидетельство. Это может быть копия договора об услуге, квитанция об оплате, отметка в техническом паспорте изделия, и даже прилепленный к подошве сапога квиток из ремонтной мастерской.
     Не торопитесь выбрасывать эти бумажки -на них указана дата исполнения заказа. От нее и отчитывается гарантийный срок.
     А о том, каков он для каждого изделия или заказа, вы узнаете на самом предприятии службы быта. Срок гарантии определяется нормативными документами. Такие сведения обычно вывешены в зале для клиентов. Дожидаясь своей очереди, не поленитесь почитать их.
     Особые правила существуют для вещей сезонных. Для них гарантийные сроки исчисляются не со дня выполнения заказа, а с момента наступления соответствующего сезона. Начало сезона определяют местные власти, исходя из климатических условий.
     Итак, напоминаем: сохраняйте гарантийные квитанции.
     Но даже если такая нужная бумажка потерялась, уточнить дату исполнения заказа можно по регистрационному журналу в мастерской. Они ведутся практически в каждом предприятии бытового обслуживания.

Обещанного три года не ждут

     А ждут ровно столько, сколько оговорено в договоре.
     Если же предприятие затягивает сроки исполнения вашего заказа, оправдывается "объективными" причинами и кормит вас обещаниями, заставить его поторопиться вы можете простым и эффективным способом: потребовать выплаты пени за каждый просроченный день. Пеня составляет 1% от стоимости работ.


Если пропала вещь

     Увы, все чаще пропадают наши вещи в ателье, в ломбардах, в ремонтных мастерских. Если это случилось, знайте: предприятие обязано в трехдневный срок предоставить вам точно такую же вещь. А при невозможности - возместить все убытки и расходы заказчика.
     Конечно, возмещение стоимости пропажи в наше время - слабое утешение. Особенно, если речь идет о телевизоре или дорогой шубе. Именно поэтому новые правила бытового обслуживания населения РСФСР от 2 января 1989 г. предусматривают штраф за безответственность - 50% стоимости пропавшей вещи.
     Все перечисленные правила касаются в равной мере и государственной и кооперативной службы быта.

     Итак, теперь, зная свои права и возможности, вы имеете больше шансов уладить любой конфликт со службой быта в свою пользу. Многочисленные случаи из практики подтверждают: предприятию невыгодно доводить дело до суда.

Уж полночь близится

     Если вы просидели весь день в ожидании мастера, а он так и не явился, учтите: потерянный вами день может обойтись предприятию службы быта с солидную сумму штрафа.
     Тут не важно, какого мастера вы вызывали -водопроводчика починить кран в квартире, электрика провести проводку в гараже, оценщика составить калькуляцию работ на садовом участке, приемщицу прачечной сдать белье на дому или Деда Мороза вручить вашему ребенку подарок.
     И не важно, по какой причине они не явились. Необязательность должна быть наказуема.
     Чтобы получить компенсацию за потерянное время, заявите на предприятие службы быта письменную претензию. Укажите дату вызова, номер заказа, вид работы и дату составления претензии.
     Копию письма обязательно оставьте у себя. Если предприятие окажется платить штраф и конфликт по-хорошему уладить не удастся, вы можете востребовать эти деньги через суд.
     Дело конечно не в деньгах, а принципе уважения к клиенту.
     Разгильдяев надо бить по карману.

Выкрасить и выбросить?

   Если вам испортили вещь или вас не устраивает качество выполненного заказа, вы вправе по своему выбору:

- потребовать изготовления аналогичной вещи из материала предприятия;
-расторгнуть договор с полным возмещением убытков.

Претензии заказчика рассматриваются безотлагательно. Если же необходимо дополнительное изучение иЛи проверка исполнения качества, то ответ вам должны дать не позже 20 дней со дня подачи претензии.

На чужих ошибках учимся

   Клиентка прачечной Е.М. дома обнаружила дыру на простыне. Разумеется, ей доказывали, что простыня была старая, что это результат поломки машины на фабрике-прачечной и приемный пункт за это не отвечает. Поняв, что клиентка не отступится и будет требовать возмещения убытков через суд, купили новую простыню. И радовались, что не пришлось платить штраф.